Система рейтинг-контроль
Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами студенты постоянно видят результат своей работы. При отсутствии такого контроля в процессе усвоения учебного материала они не могут объективно судить о подлинном уровне своих знаний, слабо представляют свои недоработки.
На Подготовительном факультете для иностранных граждан БГТУ им. В.Г. Шухова с 2008-2009 учебного года введена система рейтингового контроля, согласно которой работа студента оценивается по 4 параметрам: успеваемость по предметам, рубежные контроли, соблюдение правил внутреннего распорядка университета, участие во внеаудиторных мероприятиях.
После подведения итогов каждого рейтинга фотографии лучших студентов вывешиваются на стенде факультета. Безусловно, рейтинговая система привлекает также и своей открытостью: рейтинговый лист доступен для изучения каждому студенту, есть возможность объективно судить об уровне своих знаний и о потенциале, который позволит повысить баллы. Возможности рейтинговой системы достаточно велики. Сравнительно быстро обнаружилось, что в условиях рейтинговой системы весьма существенно снизилось количество немотивированных пропусков занятий.
К положительным результатам внедрения рейтинга на Подготовительном факультете для иностранных граждан можно отнести и более активное участие студентов во внеаудиторных мероприятиях.
На ПФИ рассматривают рейтинговую систему не только как контроль знаний, но и как средство управления развитием студентов. Рейтинговая система оценивания создаёт выгодные условия для учёта их индивидуальных особенностей, содействует систематическому усвоению знаний. Следовательно, растёт заинтересованность и успешность студента-иностранца, что делает процесс обучения на подготовительном факультете более эффективным.
Рейтинговая система позволяет каждому студенту рассчитать суммарное количество баллов и определить место, которое он занимает в группе, на факультете.
Рейтинговая система обеспечивает систематическую и объективную оценку успехов каждого студента. Преподаватели и кураторы групп подтверждают, что студентам интересна рейтинговая система оценки их учёбы. Она пробуждает в них дух состязательности, уровень знаний повышается, так как создаются дополнительные стимулы в процессе обучения.